Можно ли туркменам женится на русских женщинах. Туркмены. Жилище, его внутренняя обстановка

Подписаться
Вступай в сообщество «avediza.ru»!
ВКонтакте:

Если спросить у любой женщины о том, как она представляет себе полноценную семью, что она видит в семейной жизни, то независимо от возраста, национальности и места проживания, каждая женщина может дать примерно одинаковый ответ. Всем нужна семья, в которой будет царить любовь, дружба, взаимопонимание и доверие.

Всем необходимо, чтобы семья была крепкой и дружной. Между супругами должно быть полное взаимопонимание. То же самое относится и к детям, которые должны почитать своих родителей и любить.

Однако не всегда конечно отношения в семье могут быть идеальными, и не всегда женщины получают то, что они хотели бы видеть в своей семье. Многое зависит от самих супругов, которые иногда не могут найти общий язык. В современном мире молодые люди иногда слишком торопятся принимать такие серьезные решения, как вступление в брак и создание серьезных отношений.

Туркменистан можно отнести к той стране, где к семье и к брачным узам относятся совершенно иначе, чем во многих других странах Азии, когда брак - это всего лишь соглашение между родителями двух молодых людей. Такой брак можно назвать браком по расчету, хотя чаще всего происходит просто договоренность двух сторон о том, чтобы поженить детей и породниться двум старым и уважаемым семьям.

В этом случае никто не заботится о том, что ждет молодую семью после такого бракосочетания. О том, что там будут чувства, можно даже не говорить. Это просто вынужденное существование друг с другом, когда супруги просто живут вместе и воспитывают детей, и так будет всю жизнь.

В Туркменистане очень бережно относятся к чувствам молодых людей, которые решаются пойти на такой серьезный шаг, как создание семьи. До недавнего времени родители сами решали судьбу детей и подбирали пару для своего сына или для своей дочери самостоятельно.

Однако в настоящее время такое случается очень редко, и молодые люди имеют достаточно свободы выбора, для того чтобы найти свою вторую половину, с которой бы они смогли прожить долго и счастливо. Однако прежде чем все-таки решиться на брак, молодые люди слушают мудрые советы своих родителей, которые решают, смогут ли молодые жить вместе или им пока рано думать о серьезных делах.

Сегодняшние браки в Туркмении уже более продуманные, потому что прежде чем вступить в брак, мужчина и женщины некоторое время стараются создать для себя благополучную материальную базу, которая позволит создать полноценную семью и быстро поставить ее на ноги.

Особенно это касается мужчины, потому что именно на них ложится основной груз забот о семье и о детях. Ему необходимо будет содержать всю семью, жену и своих детей, которые не должны ни в чем нуждаться.

Туркмения известна своими интересными и многочисленными традициями и обычаями, которые сопровождают все праздники и более или менее значимые события в жизни каждого человека. Особенно свадьбы наполнены различными обрядами, которые необходимо соблюдать, для того чтобы молодая семья была счастлива и благополучна. Свадьбы в Туркмении проводятся примерно так же, как и в большинстве стран мира.

Сначала происходит сватовство, когда родственники жениха отправляются с подарками в дом невесты и просят руки девушки. Для таких целей выбираются самые уважаемые и самые старшие люди в семье жениха, которые могут провести переговоры как нельзя лучше. После того как получено согласие родителей невесты, решается вопрос о том, в какой день будет проводиться свадебная церемония.

Однако до самой свадебной церемонии после сватовства оставляют много времени, потому что и невеста и жених еще устраивают праздники для своих друзей, на которых они прощаются со своей холостяцкой жизнью.

Невеста в Туркмении приглашает всех своих подруг, которые приходят на праздник с угощением. Девушки много поют, танцуют и стараются развеселить невесту, которая вскоре должна покинуть дом своих родителей. Дом, в котором она выросла, и в котором прошло все ее детство. Молодые люди тоже веселятся в доме жениха.

Кроме этих вечеринок перед свадьбой в Туркмении проходит еще и день помолвки, на котором для молодых людей устраивают различные игры и конкурсы, в которых каждый из них должен показать свои умения и способности.

Конечно же, день свадьбы, наполнен невероятным количеством самых разных обрядов, каждый из которых имеет свое особенное значение для обоих молодых, отдельно для невесты и жениха, для их дома и для их будущих детей.

Родители жениха до того, как пройдет свадьба, обязаны подумать о том, куда их сын приведет свою молодую супругу. Вследствие этого вопрос жилья стоит очень остро. В Туркмении всегда со стороны жениха решался вопрос о том, чтобы молодые супруги могли уйти сразу же в свой новый отдельный дом и начать свою новую жизнь.

Вследствие этого многие родители не могут позволить своим сыновьям жениться до тех пор, пока они не смогут обеспечить для него и для его семьи достаточные условия проживания.

Что касается родителей невесты, то в их обязанности входит сделать крупный и очень дорогой подарок для молодой семьи, это может быть либо большая сумма денег, либо мебель в новый дом или же ювелирные украшения. Кроме этого сами невеста и жених обязаны сделать друг другу дорогие подарки, на которые тоже уходит очень много средств. Не забывают и о родственниках, каждого из которых требуется одарить подарками и не обидеть.

Таким образом в Туркмении свадьба - это довольно внушительное событие, которое требует больших финансовых затрат, но в этом случае родители никогда не скупятся на подарки и на удобства для своих детей, которые потом смогут жить счастливо.

Вследствие этого о том, чтобы хорошо провести свадьбу в Туркмении начинают думать еще задолго до того времени, когда сын или дочь решатся вступить в законный брак и создать свою собственную семью.

Времени достаточно, для того чтобы собрать хорошее, богатое приданное и приготовить средства для проведения свадьбы и для покупки подарков всем многочисленным родственникам, родителям и самим молодым.

Существует куча стереотипов о сексуальности людей разной национальности: мол, турки очень настойчивые, афроамериканцы могут удивить физическими способностями, европейцы открыты к любим экспериментам, а мужчины из Азии знают толк в извращениях. Редакция KYKY не привыкла обобщать, зато любит рассказывать истории людей. Мы решили расспросить беларуских женщин про их межнациональный сексуальный опыт. Конечно, в следующем материале мы дадим высказаться и мужчинам.

Екатерина и американец, который делает очень много комплиментов

«Я не считаю секс с американцем самым лучшим в жизни: было и дольше, и качественнее. Мне запомнился этот опыт тем, что во время всего процесса партнер буквально любовался мной. Парень приехал в Беларусь по работе – снимал социальный ролик про экологию. Я работала вместе с ним на съемочной площадке, была дублером известной актрисы – все говорили, что я очень на нее похожа. Всё, что от меня требовалось в кадре – надеть на голое тело вещи. Мне тогда было 18 лет, и я легко согласилась эту «роль», потому что за нее платили пятьдесят баксов. Перед съемками мне полчаса заплетали косу в гримерной – так я и познакомилась с американцем. Конечно, не он плел волосы – просто рядом стоял, и мы разговорились.

Парень очень плохо знал русский язык, но это не помешало ему пригласить меня на кофе и вечернюю прогулку по Минску – дело было в конце августа, в это время наш город очень хорош. Мы отлично провели вечер и, конечно, переспали. Он оказался свободным от предрассудков и прочей ерунды человеком. Первое, что он сделал – сказал, что заниматься сексом нужно под песню Duran Duran «Come undone», потому что у нее есть некие чувственные ноты. Теперь я советую этот трек всем подругам. Он совершенно не стеснялся своего тела, хотя был худощавым – далеко не Аполлон – и делал комплименты моей фигуре. В один момент сказал: «Давай подойдем к зеркалу – ты увидишь, какая ты красивая». Он не боялся делать вещи, на которые во время первого секса решится не каждый беларус: это был лучший оральный секс, который мне доводилось испытать. Кстати, до опыта с американцем я стеснялась этого, думала, мол, оральный секс – только для мужчины. Да и беларусы не спешили «нарушать» это правило. Когда мужчины ведут себя иначе, реально начинаешь любить себя, за это ему огромное спасибо. После этого он уехал, и мы больше никогда не виделись. Но периодически он поздравляет меня с Новым годом».

Фото на обложке: Lena Pogrebnaya

Яна и улыбчивый бразилец

«История случилась несколько лет назад, когда я жила в Европе. Иду по улице, а мне навстречу – бразилец. Когда мы прошли мимо друг друга, я почувствовала, что он обернулся. Но гордо пошла дальше, как бы ни звучало, ждать трамвай. Захожу в вагон, и тут же залетает он со словами: «Говоришь по-английски?» А потом начинает рассказывать, как решил со мной познакомиться, но не увидел, куда я свернула. Потому пробежался по метро и буквально в последний момент заметил, как я сажусь в трамвай. Естественно, после такой истории я оставила ему свой номер. Но даже без всего этого… Вы видели улыбки бразильцев? Перед ними в принципе невозможно устоять! А мой бразилец еще и моделью работал: смуглый, подкачанный, в рекламе и клипах снимается – весь набор. Он позвонил через пару дней, предложил встретиться. На свидании долго не мусолил, буквально сразу же сказал: «Пойдем ко мне, займемся сексом». Я сказала, что он идиот, и ушла. Думать о нем забыла, у меня появились отношения с беларусом – мудаком с маленьким членом. Спустя пару месяцев мы сильно поссорились и расстались. У меня было околодепрессивное состояние, и я вспомнила про вечно веселого бразильца.

Позвонила, он с нескрываемой радостью согласился на встречу. Я не выпендривалась, мы сразу поехали к нему.

Секс был хороший, я бы даже сказала очень хороший, но позы бразильца мне показались очень странными. Даже не знаю, как объяснить: он стоял не на коленях, а на корточках. Ну и другие непривычные вещи делал: было приятно, но необычно. И всё это было очень долго: мы периодически делали перерывы на просмотр фильма.

Депрессия прошла, мы с бразильцем подружились. Даже начали жить вместе, но исключительно в качестве соседей – второго секса у нас не было, хотя он периодически предлагал. Эта история навсегда останется у меня в «шкатулке», потому что она в определенные периоды жизни питает мое женское эго».

Карина и заботливые испанцы

«Секс с испанцами выгодно отличается от секса с беларусами. Думаю, будь я ещё более лёгкого поведения, статистика по смуглым иностранцам была бы обширнее. Когда слышишь «жаркий мачо», рефлекторно представляешь себе грубого альфа-самца, который берёт своё. Но в итоге именно с таким секс оказывается если не лучшим, то точно неплохим. Южные парни очень внимательные: им важно, чтобы женщина чувствовала не трение ваших слизистых, а удовольствие. А еще они хитрые, денег на женщин не тратят: в Испании принято не цветы дарить, а оргазмы. При этом ты всегда чувствуешь себя особенной, как будто этот испанец всю жизнь ждал только тебя. А теперь нашел и изо всех старается удовлетворить – это и в сексе отражается, и в общении. Кстати, весомого отличия в размерах органов или продолжительности секса между испанцами и беларусами нет. Испанцы просто знают, чего ты хочешь, и делают это, не стесняются. Наверное, им кто-то рассказал, что женщина не впадает в экстаз от одного вида мужского детородного органа, поэтому они всегда вежливо ждут, когда закончит девушка.

Второе важное отличие испанца от беларуса – южный мужчина следит за собой. Например, не вынашивает в подмышечных впадинах леса Амазонки. И это очень влияет на общее впечатление. Короче говоря, я с сожалением вспоминаю время, когда жила не в Беларуси».

Елена и австриец, который не переплюнул беларусов

«Мы с австрийцем познакомились на отдыхе у моря, буквально за пару дней до моего отлёта домой. Он неплохо, но с заметным акцентом говорил на русском, потому что его отец был выходцем из Сибири. Проблем в общении не было, а если и возникали трудности с пониманием, мы переходили на английский. Инициатором знакомства был он – во время экскурсии, где мы впервые увиделись, спросил у меня что-то банальное про сувениры. Когда вернулись в отель, снова встретили в баре, очень долго говорили и решили пойти потанцевать. Между нами появилась курортная близость, начались недвусмысленные обнимания и поцелуи, но потом мы разошлись по своим комнатам. На следующее утро случайно столкнулись около бассейна, и я сама предложила вместе поплавать на пирсе. Вели себя, как подростки, постоянно ходили в обнимку – нас даже пригласили поучаствовать в конкурсе «Лучшая пара отеля». Я не могу сказать, что он вел себя, как очень обходительный джентльмен и сильно ухаживал, но мне с ним было интересно. Как минимум, он делал все, чтобы я не заморачивалась – когда решили съездить за пределы отеля, он сам договаривался с таксистами и оплачивал все расходы. В один из вечеров позвал к себе на просмотр фильма – в общем, закончилось сексом. Австриец ничем меня не удивил – «техника» та же, что и у беларусов. Ну, разве что он был очень обходительным, спал со мной в обнимку и утром проводил до комнаты. А потом я уехала и контактов своих ему не оставила. Так что не могу сказать, что мой секс и общение с иностранцем было чем-то невероятным».

Александра и туркмен, француз, англичанин и парень из Мозамбика

«Два раза я была в отношениях с афроамериканцами, встречалась с туркменом, а сейчас замужем за французом. Отношения и секс с людьми разных национальностей ничем не отличаются – всё и всегда зависит от человека. Разница лишь в том, на что мужчина рассчитывает: на одну ночь или короткие, но отношения. Если ты не дура, эгоиста заметишь еще за стойкой в баре. Правды ради, стоит признать, что моим худшим любовником все же был беларус. И нет, мне не жалко наших девушек – каждой недовольной сексом с беларусом я советую посмотреть порно, понять, чего ей хочется в постели, и «воспитать» своего партнера. Любой парень интересуется сексуальным разнообразием, просто наши мужчины чуть больше стесняются, в отличие от европейцев. Но и это поправимо.

К афроамериканцам, конечно же, был большой интерес. Все эти парни очень разные, на характер и внешность многих влияют национальности. Есть, например, как Усэйн Болт – стройные и высокие. А бывают и пухлые, низкие – как и беларуские парни. Мой первый афроамериканец внешне был похож на 50 Cent – такой же накачанный и огромный. Мы познакомились на отдыхе, получилась обычная курортная история. Не скажу, что парень отличался чем-то от наших мужчин – да, он африканец, но долгое время жил в Лондоне, у него сознание не «племенное». В бусах не ходил, ухаживал красиво. И секс хороший был, но стереотип об огромном детородном органе афроамериканцев для меня остался стереотипом.

Со вторым в моей жизни афроамериканцем мы встретились на вечеринке. Он взял у меня номер и чуть позже написал, пригласил меня на ужин. Мы начали перманентно ходить на свидания. Переспали. Этот афроамериканец тоже не удивил меня размером пениса, но это никак не повлияло на наши отношения – мы встречались восемь месяцев. Он тоже не походил на стереотипного африканца, потому что вырос в Мозамбике – португальской колонии. Устраивал в Европе вечеринки, я была на них в качестве приглашенной звезды (смеется). К слову, адекватные афроамериканцы нормально воспринимают шутки про «черных». Помню, когда мы делали селфи с моим «мозамбиком», я как-то сказала: «Отойди от контрового света, иначе черным на фотографии будешь. А, ты же и так черный, пофиг», – и сфотографировала. Мы оба очень смеялись, не могли остановиться. Когда вы в одной компании и человек знает, что никто не исповедует расизм, обид на стереотипные оскорбительные выражения нет. В общем, у нас все было хорошо, а потом он придумал себе, что я начала ему навязываться. Я просто ушла, а он как с цепи сорвался: начал на коленях замуж звать. Но мы окончательно расстались.

Потом был туркмен. Расхожее мнение о том, что парни этой национальности очень потребительски относятся к славянским женщинам – правдиво. Туркмены не прочь просто хорошо провести время с «Наташей», но потом все равно женятся на своих девушках, к которым относятся так же неуважительно. Буквально ногами загоняют их на кухню. Но мой был другой – он меня обожал, боготворил. Ну и я, конечно же, влюбилась. Самое интересное, что и с ним стереотипы оказались мифом. Все же привыкли думать, что туркменам только одно от девушек надо, но этого мне пришлось совращать самой. Они только на словах смелые, а на самом деле сексуального опыта – ноль: в Туркменистане женщины до брака сексом не занимаются. И тут я говорю: «Да», – и он понятия не имеет, с которой стороны ко мне подступиться. А внутри маленький туркмен танцует лезгинку. При этом выражение лица в стиле «всё в порядке, так и должно быть».

Из моего туркмена вышел отличный любовник – вот у него, кстати, был ну очень большой детородный орган. Но при всей нежности и замечательности этого парня от одного вида его друзей хотелось кричать «караул».

Например, он мне готовил, а они говорили ему: «Что ты ей позволяешь? Совсем распустил».

Вообще, в Туркменистане многие понятия по европейским меркам дикие, даже степные. Особенно о чести и верности – один раз мой туркмен даже за нож схватился. Не буду скрывать, повод был, но я сказала, что если он еще раз так сделает, пойдет лесом. Туркмен ошибок не повторял, но мы все же расстались – я вышла замуж за француза, и за пять лет ни разу об этом не пожалела.

Наверное, мой муж – и есть мой самый лучший любовник-иностранец. Французы считают девушку в постели королевой, абсолютно всё делают для нее. И прелюдию в виде массажа – они понимают, что ты сама собой не возбудишься – и отель в качестве разнообразия, и секс-игрушки для большего удовольствия. Мой муж никогда не останавливается, пока я не «закончу», а уже потом и он. У парней этой нации нет комплексов и ограничений уже на первом сексе. Поэтому у случайного секса с французом есть большой шанс быть просто отличным. Они прекрасные любовники. У них в принципе особое отношение к девушкам – оно в корне отличается от беларуского. Они сами готовят ужин, накрывают на стол, никогда не упрекнут тебя за немытую посуду или пол – сами все сделают. Но при этом никогда не дадут сделать из себя подкаблучника. Французы на многое готовы ради тебя, потому что ты де-факто любимая женщина, а не потому что они прогибаются. Все эти «русские» женские фишки типа психов и слез французы не терпят и никогда не потакают им. Хотя про мужчин из Франции говорят разное. На форумах типа «русские во Франции» женщины жалуются, что местные мужчины очень жадные и «никакие». Я считаю так: если ты не умеешь выбирать – это только твоя женская проблема, скорее всего у тебя и на родине сложилось бы с идиотом. В моем окружении все французы – сплошная мечта.

Иностранцы заставляют меня чувствовать себя королевой: все, с кем я спала, боготворили наши отношения. При этом я давно отказалась от каблуков и коротких платьев, практически не крашусь. Ваша личная жизнь зависит от вашего позиционирования, а не 15-сантиметровых шпилек. Хотя в Минске в обычный четверг легко увидеть кучу девушек на каблуках. Например, раньше, будучи молодой и ветреной, я дико радовалась, когда парень ломился ко мне в окно. Я думала: «Вот это настоящая романтика!». Если бы сейчас я не была замужем, и кто-то заявился в форточку с букетом, то услышал бы: «Зачем ты приехал? Я занята, цени и уважай мое время. Возможно, я когда-нибудь выделю тебе время, но только не умри от радости, что это будет меньше, чем через неделю». Я хочу и добиваюсь уважения мужчин, по-другому общаться не хочу».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«На учебу или работу – неважно, важно оттуда уехать!» — так скажут вам многие молодые туркменистанцы, которые правдами и неправдами оказались за пределами родины.

Наша героиня, назовем ее Марал, в 2008 окончила среднею школу в одном из поселков Лебапского велаята. Начиналась взрослая жизнь. Семья жила не богато, поступить в вуз или даже училище денег не было. Работать хочется, но где? Ехать в Турцию? Отзывы побывавших там далеко не всегда положительные.

Четыре года Марал не могла найти работу, но потом ей повезло. Через знакомых в Ашхабаде нашла работу официантки в одном из кафе. Да работа не легкая, но главное что она есть. Однако Марал проработала всего два месяца и тут начинаются проблемы.

20-го ноября 2012 года вечером в кафе пришли пять посетителей. Поведение их было странное. Присели за столик, и буквально через 15 минут начали махать своими корочками. Приехала спецмашина 02. Закрыли вход в кафе и начали всех девушек и женщин сажать в эту машину. Никто ничего не понимал, владелец кафе что-то хотел объяснить этим людям, но его никто не слушал. Задержанных девушек и женщин привезли в отделение полиции Азатлыкского этрапа столицы и препроводили за решетку. У задержанных была паника, никто ничего не понимал, кто-то плакал, кто-то ссорился с сотрудниками полиции. Через два часа люди поняли за что их задержали. Это был обычный рейд на нелегально находящихся в Ашхабаде.

Среди задержанных были местные, и так как за ними приехали мужья, отцы или братья их отпустили. Тех, кто не был прописан в Ашхабаде, оставили ночевать в холодных, грязных камерах. Ведь за ними никто не приедет. У хозяина кафе нет ни времени, ни желания «вытаскивать» своих работниц, ему легче принять на работу новых официантов.

Время шло. На возмущение задержанных никто не реагировал. Позвонить не разрешали. Только через 1,5 сутки дали воды и кусок хлеба.

А за что их задержали? В чем причина временного ареста? На эти вопросы никто не отвечал. Был только один ответ: «Нелегально (т.е. без прописки) находились в столице». А столица что — это отдельное государство, надо получать визу?

После трех дней, когда за ними никто не приехал, сотрудники полиции поняли, что с них нечего взять. Всех, в сопровождении конвоя, посадили на поезд Ашхабад – Атамурат и отправили по месту прописки. Когда девушки приехали домой им не давали покоя и дома. Каждый день вызывали в местное отделение полиции. Хотели поставить на учет, ссылаясь на приказ из Ашхабада.

В своем городе или поселке каждый имеет знакомых, через которых можно решить возникшие проблемы. Так и закрыли вопрос с полицией.

В конце концов, не найдя себя в Туркменистане Марал уехала в Турцию, где сейчас работает, находясь на нелегальном положении. «Уж лучше быть нелегалом на чужбине, чем нелегалом у себя на родине» — считает Марал. И тысячи других молодых туркменистанцев, которые не смогли найти работу или поступить в учебные заведения в Туркменистане, с ней согласны.

Туркмены - народ юго-западной ветви алтайской группы тюркского племени, по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанцам, еще более близкие с киргизами и в особенности с , от которых туркмены отделились лишь всего около 300 лет тому назад.

Территория туркменов в настоящее время охватывает площадь, граничащую с юга р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с северо-запада берегом , затем Чинком почти до , а с северо-востока рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство.
Численность тюрков, разбросанных по этой огромной, в 500 000 квадратных километров, площади, представляющей типичную среднеазиатскую с немногочисленными оазисами, равна 545 347 человек обоего пола, причем на русские владения приходится 261 597 человек, Хиву и Бухару - 203 750, и Персию - 80 000.

Туркмены делятся на племена:

  • Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по реке Теджену. Наиболее многочисленное племя (200 тысяч человек), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш.
  • Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-туркмены, ныне живут в северо-западной части
  • Хивы.
  • Иомуты - на реке Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуостровах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни.
  • Гоклены по реке Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы.
  • Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые.
  • Салоры, или салыры, древнейшее из туркменских племен, упоминаемые арабами в 7 веке в области Амударьи, живут перемешано с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях.
  • Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы.

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркменского менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским».

Еще очень недавно туркмены преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, то есть разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда туркмены поголовно обратятся к оседлой жизни. «Скоро совсем исчезнет из языка туркменов слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых туркменов» (Яворский). Но пока при первой возможности всякий туркмен, более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства туркмены, особенно текке, вполне удовлетворительно.

Наиболее трудящийся элемент в семье туркменов - женщина. Мужчина еще недавно знал одни только набеги.
Измена женщин карается смертью на месте преступления. Еще Вамбери заметил, что репутация туркменов как отчаянных, ни перед чем не останавливающихся головорезов не вытекает из коренных черт их характера, явившись результатом исторических условий, вековой борьбы с преследовавшими их сильнейшими врагами, скудостью природы страны, куда они были загнаны насильно.

В действительности доминирующая черта характера туркменов - добродушие, мягкость, гостеприимство до самопожертвования даже по отношению к врагу, правдивость, честность, экспансивность в соединении с беззаветной храбростью, отвагой, умением постоять за себя в нужную минуту. В обыденной жизни туркмены более или менее ленивы и не легко входят в новую для них колею систематического труда.

Поражает большой процент холостых, иногда до 27% (Яворский). Калым высок (от 250-1500 руб.), не считая обязательных подарков родственникам невесты халатами, скотом, съестным. По доставлении выкупа невеста переходит в дом жениха, где брак оформляется молитвой.

Свадебные празднества сопровождаются пиршествами, конскими ристалищами, песнями бахшиев (профессиональные певцы), борьбой. Благодаря прежнему обычаю добывания женщин во время аламанов и высокому калыму, сводящему женщину на предмет купли и продажи, положение женщины у большинства туркменских племен тяжелое, унизительное. Часто родственники умершего продают в замужество его вдову, оставляя у себя детей. Дочери часто служат обеспечением гражданского иска и за долги отца заимодавцем продаются в рабство.

Профессор Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркменов, главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли.

Согласно проведенным исследованиям, более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному , хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них процент персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный проуент умеренно упитанных и полных (26 из 59). Роствысокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение к росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый, далее, желтовато-бледный, но есть и светлый. На закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°.

У туркменов, как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от процента того и другого пола (76 девочек на 100 мальчиков), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у , например, 8,8. Наступление менструаций самое раннее в 10 лет, самое позднее — в 19 лет, среднее время окончания менструаций — 45 лет. Выход замуж между 12-15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными.

В своих обычаях туркмены далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например.

Национальный костюм

Национальный костюм туркменов нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими.

Головной убор у мужчин - меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин - круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор шекеле. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и тому подобное весьма обычны у туркменских женщин, которые не расстаются с ними даже ночью. Особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища туркмены, менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны.

Национальная кухня

В пище туркмены мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Туркмены - трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия.

По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от , но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанцев. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на туркменском диалекте. Но туркмены имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления - кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки.

Календарь туркменов - мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и тому подобное значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление.

Все туркменские племена, а также присоединившиеся к ним племена, арабского и неизвестного тюркского происхождения, живут, за незначительным уклонением, одной общей жизнью, занимаются, смотря по месту жительства, общими занятиями, имеют почти одинаковые нравы и обычаи и судятся по одному общему адату («адат» — обычное право). Поэтому в дальнейшем изложении мы будем рассматривать их как общее целое и лишь попутно указывать на резко отличающиеся особенности отдельных племен.

Родовое устройство племен

Отдельные туркменские племена, как было указано выше, имеют строго определенные территории для своих поселений и кочевий, границы которых они ревностно оберегают от захвата соседями. В каждом племени они селятся отдельными родовыми группами. Так, у текинцев наиболее резко разграниченными являются поколения «отамыш» и «тохтамыш», у которых в Мервском и Тедженском оазисах выделены отдельные территории. В других оазисах оба эти поколения составляют отдельные аулы, хотя и расположенные чересполосно. Различие этих поколений проходит красной нитью во всех проявлениях совместной жизни текинцев, даже на войне или аламанах, скачках, в борьбе, или на состязании в стрельбе соревнование происходит всегда между представителями этих двух поколений. У йомудов такую же роль играет с одной стороны род «джефарбай», с другой — «ак» и «атабай», у сарыков — роды «фаладжа» и «алаша» и у салор — «караман», «кичи-ага» и «еловач».
To же самое следует сказать и о следующих родовых подразделениях поколений «отамыш» и «тохтамыш»: «бахши» и «сычмаз» и «бек» и «векиль» в Мерве и Теджене имеют отдельные места для посевов и отдельные оросительные канавы, а потому живут совершенно обособленной экономической жизнью.
В Асхабадском уезде эти роды также имеют отдельные поселения.
Дальнейшие родовые отделения текинцев не играют уже такой видной роли в жизни племен, и зачастую живут совместно, составляя отделения одного и того же аула.
Во всех оазисах, занятых туркменами «теке», мы можем видеть аулы всех родовых подразделений, что объясняется тем, что во всяком военном предприятии туркмены тохтамышского и отамышского поколений всегда выставляли одинаковое количество всадников и получали поровну из захваченных у неприятеля территорий.

Оседлые, кочевые и полукочевые туркмены

По образу жизни туркмен можно подразделить на 3 категории: оседлые, полуоседлые и кочевые.
Первые живут в постоянных аулах по оазисам, среди своих усадеб, садов и посевов; вторые — лето проводят среди своих посевов, а на зиму перекочевывают со своими стадами в пески и, наконец, третьи, скотоводы по преимуществу, всегда кочуют в песках и вовсе не занимаются земледелием. К первому типу принадлежат племена огурджали и все тюркские племена не туркменского происхождения, а также часть туркмен, населяющих Асхабадский и Мервский уезды; ко второму типу, полуоседлому, принадлежат гокланы и большая часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов и весь Тедженский уезд и, наконец, к типу третьему, кочевому, за редким исключением, принадлежат все йомуды, атинцы аула Кодж и часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов.
По роду занятий оседлые туркмены по преимуществу — земледельцы, кочевые — скотоводы и полукочевые — скотоводы и земледельцы одновременно.
Арабские племена там, где они наделены водой, как в Атекском, Каракалинском и Серахском приставствах, занимаются земледелием, остальные же скотоводством.

Жилище, его внутренняя обстановка

Туркмены живут в аулах, состоящих из кибиток. Исключение составляют огурджалинцы, из которых многие живут в деревянных домах русского типа, гокланы и тюркские племена не туркменского происхождения и немногие туркмены в оседлых аулах, живущие в мазанках, построенных из битой глины, или сырцового кирпича.
Туркменская кибитка общего с кибитками других кочевников среднеазиатских степей типа, отличается от киргизской разве своей более плоской формой; она состоит из решетчатого остова, сделанного из ивовых палок, скрепленных в местах пересечения кусочками верблюжьей кожи, серых кошем и камышовой циновки, покрывающих этот остов снаружи. Средний диаметр туркменской кибитки равен семи аршинам.
Аулы имеют иногда до 500 и больше кибиток, которые в местах оседлости располагаются по одиночке или группами среди садов, подворных участков, или в открытом поле, причем каждая родовая группа старается поместиться вместе. Во время кочевки в песках у кочевых и полукочевых туркмен аул разбивается на мелкие родовые группы по нескольку кибиток, располагающихся отдельно, иногда на далекое друг от друга расстояние, смотря по удобству пастбищных мест вокруг одного или нескольких принадлежащих аулу колодцев.
Хозяйственная обстановка туркменской кибитки не сложна и крайне примитивна. По решетчатым стенкам внутри кибитки вешаются продолговатые ковровые сумы большого и малого размера, служащие для складывания мелких домашних вещей. Пол, за исключением места для костра посредине кибитки, устилается кошмами и паласами. По полу вдоль стенок направо от входа расставляются предметы домашнего обихода: бурдюки с водой, кувшины или кувшинные тыквы для воды, масла или кислого молока, деревянные или медные чашки, блюда, чайники и хивинский, а иногда русский самовар. Налево от входа складывается иногда целая куча теплых ваточных одеял и продолговатых подушек; тут же ставятся мешки с хлебом, вешается оружие и предметы конской сбруи. Если к этому прибавить еще люльку, один или два сундука русской работы, то мы будем иметь полную туркменскую обстановку. В такой кибитке живет обыкновенно одно, а иногда и два семейства. Средняя кибитка в области имеет 4, 6 человек обитателей.

Костюм туркмен

Костюм туркмена состоит из белой бязевой или красной шелковой рубахи, белых или темных бязевых неимоверной ширины шаровар и одного или двух халатов, надетых один на другой. Халаты бывают бумажные, стеганые на вате, с красными продольными полосками, или красные шелковые, сделанные из грубой местной шелковой материи. Иногда встречаются халаты суконные, преимущественно синего цвета или из верблюжьей материи «чекмень» местного производства. Нижний халат подпоясывается большим шерстяным шарфом. На голову туркмен надевает тюбетейку, вышитую шелком, и большую баранью мохнатую шапку шарообразной формы, а на ноги шерстяные носки и туфли без задников. Во время верховых поездок надеваются большие желтые юфтовые сапоги. Зимой все мужчины кутаются в теплые бараньи шубы.
Женский туркменский костюм состоит из красной шелковой или пестрой бумажной длинной рубашки и панталон, узко обхватывающих ногу выше щиколотки, бумажного или шелкового полосатого короткого халата, надеваемого одним рукавом на голову, головной повязки и большого шерстяного шарфа, играющего роль пояса. На ноги женщины надевают такие же чулки и туфли, как и мужчины. Грудь рубашки обыкновенно увешивается небольшими серебряными кружочками, привесками и бляшками.
На лоб надевается серебряный налобник, на руки тяжелые серебряные браслеты и через плечо серебряная сумочка, предназначенная для помещения молитв, избавляющих от дурного глаза. Боле с богатые надевают на голову шелковый расшитый шелками халат зеленого, желтого или белого цвета, смотря по тому, будет ли это молодая, пожилая или старая женщина, и различной формы ошейники, нагрудники, привески на косы и другие украшения, сделанные из массивного серебра.
Женский костюм неизменен и летом, и зимой, с тем лишь отличием, что некоторые женщины надевают в холода небольшой стеганный халат; шубы женщины не носят вовсе.
Как туркмены разных племен, так и арабские и иные тюркские племена, живущие в области, носят один и тот же костюм без всяких существенных изменений; разве некоторое различие можно усмотреть в форме носимых разными племенами шапок. Исключение составляют огурджалинцы и племена, населяющие восточный берег Каспийского моря. Находясь с давних пор в торговых сношениях с Россией, племена эти одеваются преимущественно в ткани русского производства, а мужчины в русское сукно. Самый костюм огурджалинцев и прибрежных йомудов несколько изменился: мы видим у многих из них под халатом чекмень, напоминающий таковой же кавказских инородцев; изменился также покрой халата и обувь.

Антропологический тип и характер

Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.

Умственное развитие и образование

По отношению к умственному развитию туркмен не отличается ни особенной сообразительностью, ни восприимчивостью, но в то же время он далеко не глуп и очень рассудителен.
Грамотность развита весьма слабо, и количество школ стало увеличиваться лишь после замирения края. Грамотных насчитывается по одному или нескольку человек в каждом ауле, причем каждый, умеющий читать и писать и знающий, хотя и без понимания смысла, необходимый для совершения треб набор молитв, считается муллою.
Программа туземных школ такова, что образование в них ни мало не может способствовать расширению умственного кругозора учащихся и не дает никаких положительных знаний, а обучение ограничивается бестолковым заучиванием арабских молитв и книг шариата на том же непонятном им языке.

Религиозность

Причисляя себя к мусульманам суннитского толка и последователям учения Имам Агзама, как и все другие инородцы, населяющие нашу Среднюю Азию, туркмены не фанатичны и мало религиозны.
Они имеют весьма смутное понятие о коране и о сущности мусульманского учения, ограничиваясь, за редким исключением, весьма неаккуратным исполнением мусульманской обрядности: поста, молитвы и дачи закята. «Хадж» (хождение в Мекку на поклонение) и многие другие мусульманские обряды туркменами не исполняются совершенно. Малая религиозность туркмен зависит главным образом от почти поголовной безграмотности населения и малого количества мулл, знакомых с шариатским учением.
Руководство религиозным образованием туркмен лежит преимущественно на ишанах, которые и имеют под своим наблюдением духовные школы (медресе). В общественных делах ишаны никакого участия не принимают.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avediza.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avediza.ru»