Что такое менталитет и как он влияет на наше мышление? Что такое менталитет и зависит ли от него успех? Можно ли перестроить свое мышление

Подписаться
Вступай в сообщество «avediza.ru»!
ВКонтакте:

Е. В. Харитонова (Москва )

В последние годы возрастает интерес к проблеме менталитета, которая становится предметом рассмотрения в разных отраслях знания — истории, философии, психологии, социологии, политологии и в других науках. При описании данного феномена часто наряду с понятием «менталитет» используется понятие «ментальность». В связи с этим представляется значимым описать семантическое поле данных понятий.

Следует отметить, что понятия «менталитет» и «ментальность» появились в науке не в связи с открытием новых социальных явлений, а для отражения в новом свете различных сторон, отношений, структуры уже известных объектов. Согласно замечанию Е. К. Войшвилло, предметы одного и того же класса могут обобщаться в новое понятие по разным совокупностям признаков (Войшвилло, 2009, с. 179). Введение в научный оборот терминов «менталитет» и «ментальность» означает не замещение других научных терминов, а дальнейшее развитие, универсализацию понятийного инструментария гуманитарного знания.

При этом в научной литературе данные понятия часто используются как синонимы. Так, Б. С. Гершунский считает, что в связи с малосущественными лингвистическими и смысловыми различиями между «менталитетом» и «ментальностью» можно поставить знак равенства, т. е. рассматривать их как синонимичные (Гершунский, 1999, с. 33). Это связанно и с тем, что значение терминов «ментальность» и «менталитет» до сих пор не является четко определенным и общепризнанным. Однако дифференциация значения этих понятий представляется необходимой для достижения большей строгости и точности в исследовании и раскрытии ментальной области.

Существует определенная сложность, из-за которой нелегко установить точное значение понятия «менталитет» — это наличие множества дефиниций, отражающих различные аспекты этого весьма емкого феномена. Впервые попытку обобщить и наглядно представить существующие определения предпринял Р. А. Додонов (Додонов, 1998), собрав и классифицировав несколько десятков распространенных дефиниций менталитета и ментальности. В качестве образца при решении этой задачи он использовал классификацию определений культуры А. Кребера и К. Клакхона, представленную в работе «Культура. Критический обзор концепций и определений» (см. там же). В предложенную Додоновым классификацию нами был добавлен еще ряд определений менталитета, появившихся уже после выхода в свет работы автора.

  1. Описательные определения , которые отличаются перечислением компонентов менталитета:
    • «Ментальность, менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ментальность — совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом» (Визгин, 1998, с. 72).
    • Менталитет — «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума… совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления» (Пушкарев, 1995, с. 160).
    • Менталитет — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности (Кемеров, 1998).
    • Менталитет — мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью (Ефремова, 2001).
  2. Психологические определения, где термин «менталитет» относится к психологическим категориям. Авторы подобных дефиниций определяют менталитет через такие понятия, как «мышление», «эмоции», «потребности», «архетипы», «когнитивные эталоны», «смыслы», «мотивы», «убеждения», «идеалы», «склонности», «стереотипы».
    • Ментальности — «не сформулированные четко и не вполне осознаваемые (или вовсе не сознаваемые) манеры мыслить; подчас лишенные логики умственные образы, которые присущи данной эпохе или определенной социальной группе. Эти способы ориентаций в социальном и природном мире представляют собой автоматизмы мысли» (Гуревич, 2005, с. 535).
    • Ментальность — «характерная для конкретной культуры (субкультуры) спецификапсихической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте» (Дубов, 1993, с. 24).
    • Менталитет — качество сознания, которое считается характеристикой конкретного индивида или классов индивида (Ребер, 2001 ).
    • Менталитет — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе (Кравченко, 2000, с. 343).
  3. Нормативные определения, в которых акцентируется регулятивная функция менталитета, формирование социокультурных норм, позволяющих индивиду ориентироваться в окружающем мире:
    • «Ментальность есть система образов и представлений социальных групп, все элементы которой тесно взаимосвязаны и сопряжены друг с другом и функция которых — быть регулятором их поведения в мире… Менталитет… определяет и опыт, и поведение индивида и социальных групп» (Огурцов, 1994, с. 52).
    • «Менталитет — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности» (Адрианов, 1998).
  4. Структурные определения, в основе которых лежит отражение структуры менталитета, признаков его системности и организации:
    • Менталитет — «это система (именно система) в движении, являющаяся, таким образом, объектом истории, но при этом все ее элементы тесно связаны между собой; это система образов, представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире, о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» (Дюби, 1991, с. 52).
    • Ментальности — «действующие системы, зачастую противоречивые, но всегда структурированные, которые выступают как один из факторов, определяющих внутри сообществ действия, ощущения и мышление людей» (цит. по: История ментальностей…, 1996, с. 92).
  5. Генетические определения, описывающие происхождение феномена менталитета, его эволюцию:
    • «Менталитет — это родовая память. Она основывается на синтезе природной и социальной программ наследования» (Бех, 1997, с. 4).
    • Менталитет — «этический и познавательный код, мышление и чувствование» (см.: Додонов, 1998, с. 68).
    • Менталитет — это стереотип и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие не отдельной личности, а социально-культурной общности или сословию (Миронов, 2002, с. 233).
  6. Исторические определения, в которых ментальность представляется в виде «исторической памяти», «осадка истории», акцентируется влияние исторической эпохи на сознание и бессознательное индивидов: полагают, что дискуссия о соотношении понятий «менталитет» и «ментальность» окажется еще менее плодотворной, чем былые изыскания в области «просвещения» и «просветительства» (Зубкова, Куприянов, 1999, с. 4).

Однако некоторые исследователи особое внимание уделяют именно дифференциации понятий «менталитет» и «ментальность», принимая за основу этого разделения различные критерии.

Одним из первых сделал попытку разграничить эти понятия О. Г. Усенко. Он определяет ментальность как универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Свое конкретноисторическое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов разных эпох и народов (Усенко, 1994, с. 23). Таким образом, если следовать логике автора, то индивидуальная ментальность как бы растворяется, проявляясь в социальном менталитете.

Иную точку зрения представляет Л. Н. Пушкарев, считая, что различие в значении данных терминов состоит в том, что менталитет «имеет всеобщее, общечеловеческое значение (как, например, „мышление», „сознание»). В то время как ментальность может относиться к самым различным социальным явлениям и историческим временам (можно сказать „русская ментальность», „средневековая ментальность», „купеческая ментальность» и т. д.). Ментальность и менталитет — близкие, но не равнозначные понятия» (Пушкарев, 1995, с. 163). Аргументируя свою позицию, автор ссылается на принципы словообразования в языке, отмечая, что при помощи суффикса «ность» от основ имен прилагательных образуются, как правило, существительные, обозначающие признаки, отвлеченные от предмета. Поэтому, по его мнению, ментальность — это признак мыслящего человека, характерный для данного лица (общности) в данное время.

Такого же мнения придерживается и Н. С. Южалина, полагая, что термин «ментальность» обязан своим происхождением прилагательному «ментальный», производному от слова «менталитет». Таким образом, «менталитет» — понятие базовое, фундаментальное, а «ментальность» — производное и поэтому более специфическое (Южалина, 2002, с. 11).

Аналогичны взгляды на соотношение понятий «менталитет» и «ментальность» А. Ф. Грязнова, который приближает содержание первого понятия к понятию «сознание», а второго — к понятию «сознательность». Исходя из этого признается существование таких явлений, как менталитет Древней Руси, ментальность русского народа, ментальность интеллигенции и т. д. (Грязнов, 2006, с. 12).

Еще один подход к рассматриваемой проблеме представлен в работе Г. И. Дрепа, А. Н. Дмитриева, Э.Я. Дмитриевой. Авторы определяют ментальность как готовность совокупности осознанных и неосознанных психологических установок и предрасположенностей индивида или различных социальных групп действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать и постигать мир определенным образом. Тем самым ментальность рассматривается как то общее начало, что лежит в основе сознания и бессознательного, эмоционального и логического. Развитие ментальности обусловлено традициями, культурой, социальными структурами и институтами, т. е. всеми сторонами среды обитания людей. При этом менталитет — это реальный, актуальный стиль, характер, способ мышления и духовной жизнедеятельности, присущий определенному социуму. Менталитет и ментальность неразрывно связаны между собой, оказывают постоянное воздействие друг на друга. Но наиболее древним духовным образованием, по мнению авторов, является ментальность, затем на ее основе появляются различные виды менталитета (Дрепа, Дмитриев, Дмитриева, 1997, с. 92).

Иная точка зрения отражена в работе Е. А. Ануфриева и Л. В. Лесной, считающих, что, «в отличие от менталитета, под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета -не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета…» (Ануфриев, Лесная, 1997, с. 24).

Д. В. Полежаев соотносит ментальность и менталитет как часть и целое. Ментальность личности определяется как глубинный уровень индивидуального сознания, устойчивая система жизненных установок, отражающая неповторимое, многообразное, динамичное в духовном мире и деятельности индивида. В менталитете же фиксируются духовность общества в целом, прежде всего, его идеологические принципы, вытекающие из особенностей социально-политической жизни (Полежаев, 2007, с. 39).

Т. В. Семенова предлагает рассматривать менталитет как социально-психологическое свойство группового субъекта, а ментальность — как состояние отдельного человека. Ментальность более изменчива, а менталитет более фундаментален. Соответственно, менталитет и ментальность — это разные уровни одного и того же явления (группового сознания): более поверхностные (осознаваемые) его составляющие могут быть названы ментальностью, а глубинный (неосознаваемый) слой — менталитетом (Семенова, 2007, с. 27).

Менталитету и ментальности современной России посвящена работа С. В. Гриневой. Она считает, что менталитет — это возможность человеческого сознания воспринимать и осваивать мир в тех пределах, которые даны ему его культурной эпохой. Это «мыслительный инструментарий», который в определенную эпоху находится в распоряжении человека: он историчен, унаследован от предшествующего времени и, вместе с тем, изменяется в процессе его творчества, всей исторической практики (Гринева, 2003, с. 22). Ментальность личности — глубинный уровень индивидуального сознания, устойчивая система жизненных установок (установка — «фон» восприятия явлений и отношения к ним, определяющий характер деятельности человека). В процессе жизнедеятельности формируются различные установки: одни сиюминутны, могут появляться и исчезать, другие — более усточивы; они закрепляются, становятся фиксированными. Именно они образуют систему установок как нечто относительно устойчивое, создающее прочную нравственно-психологическую основу позиции личности, определенную направленность в восприятии действительности, в практической деятельности. Эта система установок и отражается в понятии «ментальность». Ментальность предопределяет общий характер поведения, его «схему», выступает регулятором действий человека, придает им устойчивый характер, последовательность, так как любая деятельность начинается не с «пустого места», а возникает и развивается на базе некоей предориентации, преднастроенности ее субъекта. Этот «регулятор действий» получает свою актуализацию, перерастает в социальную направленность, которая характеризуется присутствием воли, целеполагания (С. Л. Рубинштейн). Сущность ментальности нельзя понять в отрыве от практической деятельности.

Менталитет любого народа складывается под влиянием ряда условий, в которых протекала его жизнь. Среди них есть те, которые формируют данный менталитет, поддерживают его, а в ряде случаев видоизменяют.

Глубокий социально-философский и историко-культурный анализ российского менталитета представлен в монографии Е. В. Мочаловой и И. В. Загородновой (Мочалова, Загороднова, 2008). Авторы приходят к выводу: в том случае, когда понятия «менталитет» и «ментальность» дифференцируются, различение их производится на основе выявления иррациональности в мышлении человека. В таком контексте «менталитет» выступает как более широкий по объему; при этом «менталитет» и «ментальность» — понятия совместимые, находящиеся в отношении подчинения. Понятие «ментальность» входит в объем понятия «менталитет», занимая лишь его часть и не исчерпывая его полностью. Исходя из этого можно утверждать, что понятие «менталитет» обозначает всеобщее, общечеловеческое значение, тогда как «ментальность» характеризует различные исторические эпохи, социальные страты и т.д. (Мочалова, Загороднова, 2008, с. 6).

В общественном опыте и живом языке такое разграничение жестко не закрепилось, поэтому слова «менталитет» и «ментальность» остаются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.

Авторы определяют понятие «менталитет» как систему основополагающих представлений и проявлений социума, связанных с духовным бытием, основывающихся на опыте предыдущих поколений, проникающих в сферу подсознательного и детерминирующих индивидуальное и общественное сознание. Такое определение позволяет трактовать менталитет как феномен бытия человека, общества и культуры (Мочалова, Загороднова, 2008, с. 16).

С понятием менталитет ассоциирует активное начало, связанное с социальной жизнью и поведением людей, в частности, с системой их установок и ценностей. Глубинность как один из признаков менталитета означает некоторую его скрытность, необнаруживаемость в повседневной жизни. Социально-нравственные составляющие, на взгляд авторов, должны доминировать в категориях, характеризующих менталитет, поскольку нравственность является главным институциональным регулятором взаимоотношений между людьми, коллективами, личностью и обществом, между различными социальными структурами. Ее носителем является всякий индивидуальный коллективный субъект социальной действительности (там же, с. 25).

В. В. Колесов провел анализ определений понятий «менталитет» и «ментальность» в работах социальных психологов, социологов, политологов, историков. На его взгляд, «менталитет» — наивно-целостная «картина мира», существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях. Менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества, основывающихся на общности языка и воспитания, представляет собой часть народной культуры, которая создает этноментальное пространство народа на данной территории его существования (Колесов, 2007, с. 11). Ментальность, по Колесову, есть мировосприятие в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его свойствах и проявлениях.

Менталитет и ментальность отличаются друг от друга составом своих содержательных форм. Латинский корень «mens» сохранил много значений, метонимически растущих одно из другого по смежности смысла: «рассудок» — «ум» — «мышление» — «образ мыслей» -«настроение» — «душевный склад» — «душа». Первый круг в развитии идеи завершается, начав с простого рассудка, возносится к «душе» как носительнице всего, уже перед тем явленной в значениях слова. Параллельно развивается идея волевой энергии мыслительной деятельности. Она начинается как представление, а затем также метонимическая последовательность развивается в цепочки внутренне зависимых созначений: «представление» — «желание» — «намерение» — «сознание» — «страсть и гнев». Рассуждая о характерных особенностях менталитета, присущих западным народам и славянам, В. В. Колесов подчеркивает, что для европейского менталитета большее значение имеет начальная часть цепочки внутренне зависимых значений, т. е. «рассудок», «ум», «мышление», «образ мыслей». У славянских же народов, в том числе русских людей, доминирует проявление заключительной части значений — «настроение», «душевный склад», «душа». Следуя логике автора, можно сделать вывод, что для характеристик русского менталитета более важны чувства, духовное содержание, нравственность, ценности, в то же время, менталитет европейца отличает рациональность, здравый смысл, практичность.

Дифференциация понятий «менталитет» и «ментальность» проведена также А. Ю. Мазаевой. Согласно ее мнению, менталитет отражает сложившийся образ мировоззрения, мировосприятия и непосредственно влияет на формирование «картины мира», которая, в свою очередь, включает видение окружающей действительности, ее восприятие. Человек выражает свое отношение к окружающей действительности, происходящим событиям, явлениям, фактам посредством своего менталитета. Ментальность содержит в себе определенную систему взглядов, убеждений, представлений (Мазаева, 2006, с. 153).

В работе В. М. Соколова отсутствует разведение понятий «менталитет» и «ментальность», которые употребляются как синонимы. Менталитет определяется как надличностные, коллективные характерные для конкретного народа или большой общественной группы качества. К ним относятся:

  • общая система восприятия социальной и природной реальности: близкие представления о мире, обществе, окружающей среде, личности, нормах поведения и т. д.;
  • общая, типичная модель поведения (близкие, сходные реакции на многие стандартные ситуации);
  • совокупность наиболее распространенных, типичных для данного народа психологических, характерологических особенностей, свойств, нравов (Соколов, 2007, с. 12). Другими словами, менталитет — определенная направленность сознания, самосознания и деятельности, отражающаяся как на мировоззренческом уровне, так и в социально-психологическом состоянии этноса (там же). Национальный характер рассматривается как часть менталитета, или менталитет без его мировоззренческой составляющей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в качестве основы для дифференциации понятий «менталитет» и «ментальность» большинством авторов используются такие критерии, как устойчивость, стабильность или изменчивость, а также общее либо частное. Менталитет рассматривается как более широкое (общее) явление, а ментальность — как его специфически конкретное, частное проявление. Менталитет включает некоторую инвариантную структуру, представляет устойчивую совокупность предпочтений, которые складываются на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признанных социокультурных норм, влияющих на формирование массовых установок. Ментальность как сплав чувств и умонастроений, бессознательных влечений и не вполне осознаваемых предпочтений отличается изменчивостью, текучестью, подвижностью. Отсюда следует, что, если ментальность отличается релятивностью, то менталитет — стабильностью, постоянством, устойчивостью.

Менталитет — это фундаментальный слой коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на различные ситуации, присущие данному этносу или социальной группе. Индивид обладает более или менее своеобразной индивидуальной регулятивно-смысловой сферой, но ее основа — менталитет — является тем общим, что связывает его с соплеменниками, сородичами, соратниками по классу и т.д. Именно поэтому менталитет не поддается сознательным усилиям по его изменению. И улыбку вызывают ведущиеся некоторыми публицистами и политиками разговоры о необходимости и возможности быстрого изменения «российского менталитета».

Ни этнос, ни общность, ни индивид не могут менять менталитет по своему усмотрению. Разумеется, это не значит, что он представляет собой нечто застывшее и неизменное. Согласно мнению ряда авторов, менталитет меняется, но этот процесс не может регулироваться субъектом, а происходит спонтанно, под влиянием множества факторов, о которых имеется весьма смутное представление (Шнейдер, Вальцев, 2009). При этом изменения менталитета происходят именно на уровне ментальности.

Менталитет определяется также как феномен культуры, центральное содержание ее трансмиссии (Еромасова, 2006). С этой точки зрения менталитет понимается как имплицитные структуры психологического склада народа, живущего в конкретной культуре, генетически и социально укорененные в сознании и в сфере бессознательного многих поколений людей и потому даже при относительной исторической изменчивости в своих основах постоянные, стабильные и представленные как более общее содержание, объединяющее различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры (там же, с. 24). Это квинтэссенция культуры этноса, нации в ее наиболее широком понимании, имплицитные основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения.

Ментальность представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности — пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Ментальность — это способ видения мира, «неуловимый» феномен этничности, определяющий особенности этнического самосознания, поведения и весь строй народа. Она обеспечивает диахронные формы объективации национально-этнического сознания и имеет свои каналы трансляции, позволяющие ей передаваться из поколение в поколение. Главными среди них являются классические, сакральные, фольклорные и иные широко распространенные тексты, структуры языка, предметы повседневного обихода, типичные образы поведения. Захватывая бессознательное, ментальность выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения свойственные данному сообществу и культурной традиции (там же).

К. Лебина рассматривает проявления менталитета в повседневной жизни русского народа и определяет на этой основе содержание понятия «менталитет» (Лебина, 1999). Отмечается, что слово «менталитет» происходит от английского «mentality» и французского «mentalite» и означает степень интеллектуального развития, склад ума, умонастроение, тип мышления. Понятие «русский менталитет», таким образом, характеризует общественные проявления специфических черт русского народа. Лебина отмечает, что в любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате многократного повторения соответствующих им реалий, используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Правила такого рода составляют основу менталитета населения, определяют стиль его повседневной жизни. Поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта. В то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социокультурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества (там же).

Еще один взгляд культуролога на менталитет представлен в работе И. В. Кондакова (2003). Автор считает, что при всем многообразии толкований понятий «менталитет» и «ментальность» совершенно очевидно, что ими отражаются жизненные установки, устойчивые формы поведения, эмоции, настроения, имеющие системообразующий характер для той или иной культуры. Другими словами, эти понятия, ассоциируются со своеобразием культуры не только на национальном, но и на эпохальном, конфессиональном, классовом и т. п. уровнях.

Менталитет русской культуры не есть только национально-русский менталитет, это и ментальности межнациональные или наднациональные, т. е. менталитет русской культуры составляет «совокупность культур, сопряженных в единстве цивилизации» (Кондаков, 2003, с. 523).

Таким образом, можно заключить, что «менталитет» и «ментальность» как научные понятия обладают большим аналитическим потенциалом. Исследования менталитета и ментальности в современных гуманитарных науках активно продолжаются, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по данной проблематике. И, возможно, совместными усилиями психологов, социологов, историков, философов, антропологов и представителей других отраслей гуманитарного знания будут сформулированы емкие, содержательные и непротиворечивые определения понятий «менталитет» и «ментальность».

Литература

  • Адрианов В. М. Современный философский словарь. М., 1998.
  • Ануфриев Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический феномен // СПЖ1997. №4. С. 21-24.
  • Бех В. П. Содержание социального мира // Нова napaflima. Запор1жжя, 1997. Вып. 4.
  • Визгин В. П. Современная западная философия. М., 1998.
  • Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. М., 2009.
  • Гершунский Б. С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. Опыт экспериментального исследования российского и американского менталитетов. М., 1999.
  • Гринева С. В. Менталитет и ментальность современной России. Невинномысск, 2003.
  • Грязнов А. Ф. Аналитическая философия. М., 2006.
  • Гуревич А. Я. Жак Ле Гофф и «новая историческая наука» во Франции. Екатеринбург, 2005.
  • Додонов Р. А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. Запорожье, 1998.
  • Дрепа Г.Н., Дмитриев А. Н., Дмитриева Э.Я. Ментальность и менталитет российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия // Российское сознание: психология, культура, политика. Самара, 1997. С. 90-100.
  • Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 20-29.
  • ЕромасоваА.А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей. СПб., 2006.
  • Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2001.
  • Зубкова Е. Ю., Куприянов А. И. Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Мировосприятие и самосознание русского общества. М., 1999. Вып. 3.
  • История ментальностей, историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1991.
  • Кемеров В. Е. Философская энциклопедия. М., 1998.
  • Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб., 2006.
  • Кольцова В. А. Системный подход в разработке истории отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2002. №2. С. 6-18.
  • Кольцова В. А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2007. №2. С. 5-18.
  • Кольцова В. А. История психологии: проблемы методологии. М., 2008.
  • Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92-94.
  • Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. М., 2003.
  • Кравченко А. И. Культурология: Словарь. М., 2000.
  • Левина Н.Б. Повседневная жизнь советского человека: Нормы и аномалии. СПб., 1999.
  • Мазаева А. Ю. Дифференциация понятий «менталитет» и «ментальность» // Современные гуманитарные исследования. 2006. №3 (10). С. 26-29.
  • Миронов Б. И. Социальная история России. СПб., 2002. Т. 1.
  • Мочалова Е. В., Загороднова И. В. Российский менталитет в социальнофилософском и историко-культурном осмыслении. Саранск, 2008.
  • Огурцов А. П. Национальный ментаолитет и история России. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 52-58.
  • Пантин И. К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. 1994. №1. С. 28-34.
  • Полежаев Д. В. Феномен менталитета в социально-гуманитарном знании: историографические заметки. Волгоград, 2007.
  • Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? (Исторические заметки) // Отечественная история. 1995. № 3. С. 159-164.
  • Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.
  • Семенова Т. В. Теоретические и прикладные аспекты социально-психологического исследования городской ментальности. Казань, 2007.
  • Соколов В. М. Российская ментальность и исторические пути отечества. М., 2007.
  • Усенко О. Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: проблемы менталитета. М., 1994. С. 9-15.
  • Шнейдер Л. Б., Вольцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета. Учебное пособие. М., 2009.
  • Южалина Н. С. Ментальность: Сущность и структура явления. Челябинск, 2002.

Что такое менталитет? Это слово употребляется довольно часто, его мы слышим с экранов телевизоров от психологов, социологов, журналистов и политиков. Им пользуются в контексте обсуждения отличительных черт отдельных людей или их объединений на различных уровнях. Его употребляют и иностранцы, которые особенно любят порассуждать о загадочности русской души. В данной статье постараемся рассказать о том, что это - менталитет, простыми словами.

Происхождение термина

Это слово произошло от латинского корня, в широком смысле обозначающего душу, дух, а в более узком - ум. Понятие менталитета кратко можно охарактеризовать как некое нематериальное образование, присущее той или иной общественной группе - народу, нации, государству, коллективу.

Оно представляет собой соединение ряда особенностей, таких как умственные, культурные, эмоциональные, а также моральных установок и ценностных ориентиров.

Первоначально сущность и значение менталитета раскрывались учеными-историками, сегодня его часто используют социологи и психологи. Первым, кто ввел его в обиход в XX веке, был профессор Сорбонны Люсьен Леви-Брюль, философ и этнолог.

Из науки - в публицистику

Ученый применял его относительно племен, живших во времена первобытнообщинного строя, считая, что их мышление кардинально отличалось от мышления современных людей, так как в нем отсутствовала такая составляющая, как логика. Вспомним, что значение слова «менталитет» восходит к душе, духу, то есть первобытные представители рода человеческого, по мнению Леви-Брюля, жили душой, а не разумом.

Переход к массовому употреблению термина произошел благодаря сторонникам французской исторической школы, так называемой школы «Анналов». Ими он понимался как черта, присущая коллективу, то есть как тот «состав», который объединяет королевских особ и рядовых солдат.

Со временем из научных кругов термин «менталитет» переместился в сферу публицистики и рассматривается и как индивидуальная, и как коллективная черта, но первая всегда проистекает из второй.

Современное понимание

Что такое менталитет в сегодняшней интерпретации? Социологи определяют его как особую форму умственной деятельности, позволяющую осознать окружающий мир, общественные явления.

Он формируется в процессе переработки социального опыта, которая производится как индивидуальным, так и Менталитет выражает ценности, востребованные тем или иным коллективным образованием и оказывающие большое влияние на отношения и связи в обществе.

Это понятие отражает глубинные процессы, происходящие в коллективном и индивидуальном сознании и в области бессознательного, в результате которых создаются конкретные устойчивые установки и представления, отражающие особые взгляды, характерные для тех или иных общественных групп. Сформировавшись, они являются ориентиром в социальном поведении людей.

Коротко о человеческом сознании

Для более глубокого понимания того, что такое менталитет, целесообразным будет кратко рассмотреть понятия сознательного и бессознательного в психике человека.

Сознание является одним из наиболее сложных объектов для изучения, так как чувствами его воспринять невозможно. Однако никто не сомневается, что оно существует и характеризуется особенным бытием - психическим и духовным. Сегодня существует два взгляда на его сущность - материалистический и идеалистический.

Согласно первому, сознание - это продукт «мыслящей» материи, инструмент мозговой деятельности, помогающий отражать и осмысливать окружающий мир. В соответствии со вторым, только сознание представляет собой реальность, а весь остальной мир - лишь иллюзия.

Научной является первая точка зрения, которая делит сознание на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное. Ко второму относятся: наука, политика, право, религия мораль.

А также сознание делится на обыденное, которое опирается на жизненный опыт и здравый смысл, и научное, являющееся систематизированным, основанным на теоретическом фундаменте и проверенным практикой. То есть в нем обязательно присутствует четкое осмысление, анализ и выводы.

Область бессознательного

Под бессознательным понимается комплекс психических состояний и процессов, которые происходят помимо сознания, помимо логики. В их функционировании человек не отдает себе никакого отчета. Это понятие применительно к одному человеку ввел в науку в XX веке Зигмунд Фрейд, психолог и психиатр из Австрии.

По мнению швейцарского психиатра Карла Юнга, кроме бессознательного каждого отдельного человека существует и коллективное. В нем присутствуют архетипы - неосознанные образы, являющиеся общими для всех людей. Они находят свое проявление в сказках, притчах, пословицах и поговорках, мифах и легендах, в которых формируются образцы поведения в различных ситуациях. С самого детства эти образцы усваиваются людьми, а в последующие годы жизни они воспроизводятся в деятельности в бессознательном режиме.

Каким бывает менталитет

Из сказанного можно сделать вывод о том, что менталитет формируется посредством бессознательного, он не имеет четких границ и форм. Кроме указанных элементов народного творчества, его источником являются представления элитарных слоев общества, вырабатывающих политические идеалы, ценности, стереотипы и другие феномены общественного сознания.

Постепенно в социальных группах формируется догматическая программа - менталитет, который и обуславливает определенную восприимчивость народа, нации, класса к тому или другому типу идеологии, политических ценностей, культурных норм.

Выделяют несколько типов менталитета, в зависимости от политического, исторического и социального подходов. Это такие его разновидности, как аристократический и рабский, господский и крестьянский, буржуазный и пролетарский, элитарный и массовый, демократический и бюрократический.

При этом всегда существует доминирующий тип менталитета, который обеспечивает преемственность в политике, единство нации, традиций, идеалов и ценностей. Особенностями менталитета являются долгий период его образования, устойчивость и сложность в формировании качественных изменений.

Русская ментальность по И. И. Ильину

Что касается российского менталитета, то о нем очень хорошо сказал русский философ и публицист, деятельность которого пришлась на первую половину XX века, Ильин Иван Александрович. Он писал о том, что русская культура в первую очередь держится на сердце и чувствах, на созерцании, на свободе совести. За ними следуют воля, правовое сознание, осознанная мысль.

Таким образом, русский народ является народом совести и сердца. И в этой последовательности кроется источник всех его достоинств и недостатков. В отличие от западного человека, в основе русской натуры - доброта и мечтательность, терпение, достоинство и простота. Дав такую характеристику русскому менталитету, Ильин в полной мере раскрыл его глубинную сущность.

В. С. Барулин о русском долготерпении

О том, что такое менталитет русского человека, как он формировался, писал и известный советский и российский философ Барулин Владимир Семенович. Он считал, что российская ментальность складывалась на протяжении множества веков и оказала на народ двоякое влияние. С одной стороны, оно позитивное и созидательное, а с другой - разрушительное и деструктивное.

С особенной яркостью разрушительность проявилась в выборе, сделанном в 1917 году. Вследствие установления приоритета государственно-партийной диктатуры в менталитете народа развился комплекс долготерпения, харизматичного лидера и приоритета силы. Тем самым на первый план вышли ценности, касающиеся не индивидуальной самореализации, а общественно-социального начала.

Менталитет – широкое понятие независимо от того говорим мы об одной личности, о социальной группе или целом о народе. Анализировать менталитет человека или ментальность народности – очень интересно.

История термина

Происхождение слова менталитет принято вести от латинских: mentis – душа или ум и alis – другие.

Термин ввёл французский этнолог и антрополог Леви-Брюль, он применил его к мышлению первобытных племён, жизненный уклад которых изучал. Противопоставляя дологическое мышление первобытных людей и логическое мышление людей современных, ход мыслей представителей племён он назвал менталитетом.



Термин прижился сначала в исторической науке, им обозначали совокупность особенностей, ценностей и установок какого-либо народа. Далее распространился в психологии для характеристики индивидуальных особенностей личности, в социологии – как характеристика мировосприятия разных социальных групп.

Определение

Менталитет – ход мыслей, восприятие окружающего мира и себя в нём, духовный настрой и система ценностей, свойственные одной человеческой личности или группе людей. Их проявление постоянно и проходит незаметно. Увидеть яркий контраст между собственным и чужим менталитетом можно в иной культурной среде или среди представителей других народов.

Одним словом понятие менталитет выражается – умонастроение.

Менталитет личности

Данное понятие применяют для того, чтобы подчеркнуть особые черты сознания определённого человека, его отличие от общественной среды или других индивидов.


Строение менталитета личности многогранно, логично предположить, что человек не становится его обладателем в краткий промежуток времени.

Когда и как формируется менталитет

Формирование менталитета занимает примерно 12 лет. Оно начинается в трёхлетнем возрасте и завершается к 14-16 годам.

Внешние факторы влияют на развитие сторон менталитета, основные из них:

  • менталитет родителей;
  • книги и фильмы, прочитанные и просмотренные на этапе взросления;
  • физическая сила и психическая стабильность;
  • восприятие воздействия более сильных личностей: педагогов, кумиров, людей старшего возраста;
  • политика государства;
  • школа.
В сформированный менталитет входит система ценностей, проистекающие из неё цели и средства их достижения.

Особенности ментального развития имеют яркие проявления при конфликтах целей и ценностей. Например, материального благополучия и жизни человека: можно ли убить другого ради своего обогащения?

Менталитет общества

Для определения менталитета какого-либо общества можно воспользоваться универсальной формулой:

Менталитет общества = общественное сознание – общечеловеческие ценности.


Так, любовь к родственникам и своим детям, горечь их потери, ненависть к тем, кто причинил им боль, свойственны всем людям. Но нравственная приемлемость кровной мести – черта национального менталитета восточных народов, одобряемая религией и народной традицией.

Общественный менталитет – принятые в обществе формы поведения, стереотипы жизненных решений и мнения, отличающие это сообщество от других.

Менталитет общества, безусловно, очень влияет на менталитет личности. Степень его влияния зависит от активности или пассивности конкретного индивидуума в общественной жизни.

Менталитет и сознание человека

Относительно норм и правил, которыми человек овладел сознательно, менталитет - это неосознанные представления, впечатления и образы, на основании которых происходит восприятие и истолкование окружающей среды конкретным человеком.

Менталитет не может быть отождествлён с сознанием полностью, не может совпадать с каждым действием, словом и мыслью человека. Но менталитет всегда служит их фоном, он определяет границы нравственно дозволенного и недопустимого для человека поведения.

Типология менталитета

Социологический и психологический анализ биографий и писем выдающихся личностей, истории и мемуарной литературы позволил выделить четыре типа менталитета:
  1. Варварский – самый древний из известных типажей. Его отличают высокая выживаемость, выносливость, активность сексуального поведения. Свежесть чувств и восприятия, поиск новых переживаний, отсутствие страха перед риском и смертью.

    В социальной жизни «варвар» соотносит себя с семьёй, друзьями, коллегами. Угрозу своей микрогруппе он воспринимает как направленную лично против него. Ради безопасности ближних готов уничтожить источник опасности от кого бы она ни исходила.

    Убеждения религиозного или философского толка «варвар» меняет легко, но не из-за непостоянства, а по причине несерьёзного восприятия абстрактных идей в принципе.

  2. Аристократический зародился с развитием феодального строя в Европе. Его характеризует независимость, граничащая с гордостью, утончённость в манерах и сексуальных предпочтениях. Желание производить впечатление внешним блеском, навык сознательно противостоять страху, прямота и искренность как производные отвращения ко лжи.

    Наиболее полно в социуме «аристократ» соединяет себя с семьёй, точнее – с детьми.

    Верность убеждениям и принципам – отличительная черта аристократического типа, проистекающая не только из высокой нравственности, но и из страха выглядеть слабым.

  3. Интельский – менталитет начала эпохи Возрождения, сформировавшийся при более высоком уровне жизни и безопасности, чем два предыдущие, как следствие, жизнестойкость личности значительно снизилась.

    Интельскому менталитету свойственна недемонстративное пренебрежение к удобствам и комфорту, высокая работоспособность, приоритетность общественных отношений перед личными, неразвитость эстетики сексуальных отношений, сильная боязнь смерти и боли.

    «Интель» стремится войти в крупную социальную группу: церковь, общество учёных, масонскую ложу. Он не предан их отдельным представителям, но верность ценностям он сохраняет до конца.

  4. Буржуазный менталитет самый молодой, он оформился в 16-17 веке. Его отличительные черты – бережливость и экономичность, трудоголизм, душевная скупость и неискренность, акцент на функциональности и накопительстве. Экономические отношения имеют явное превосходство над личными.

    «Буржуа» сливается со своим социальным слоем и экономической системой государства. Верность семье и друзьям – не его отличительные черты. Может защищать на словах религию и мораль, но это не означает, что он следует им на деле.

Итак, формирование менталитета человеческих общностей происходит на протяжении всей истории: он менялся, дополнялся новыми чертами, лишался своих нежизнеспособных сторон.


Типология индивидуального менталитета складывалась в ходе развития общественных отношений и сейчас выражается четырьмя типажами, которые крайне редко встречаются в чистом виде. Но образуют интересные сочетания черт в характерах людей и окрашивают ментальное сознание целых наций.

Менталитет помогает понять, почему в одинаковых ситуациях разные народы ведут себя по-разному. Его природа консервативна, ее невозможно быстро изменить, точно так же как характер мыслей, чувств, поведение многих людей. Мировоззрение влияет на образование, но образование способствует воссозданию, преобразованию и корректировке менталитета.

Менталитет - что это?

Менталитет - это образ мыслей, . Он проявляется в виде эмоциональных, культурных, интеллектуальных особенностей человеческого мировоззрения, свойственным определенной этнической группе. Такое понятие распространилось в русской разговорной речи с середины двадцатого века. С помощью мировосприятия человек может понять умонастроение, оценку, взгляд, норму поведения, ценности, мораль различных групп людей.

Менталитет в социологии

Мировоззрение помогает изучить общественное сознание и имеет следующие эвристические возможности:

  • помогает понять уникальный субъекта;
  • помогает понять специфическое восприятие мира;
  • объясняет поведение и деятельность субъекта.

Если исходить из того, чем определяется менталитет в социологии, то в данном случае - это система социально-психологических особенностей человека, либо общности. В основу такого мировосприятия положен генотип, создание которого было обусловлено природной и социальной средой, собственным духовным творчеством субъекта. Мировоззрение предопределяет то, каким характером будет наделен человек, какая у него будет речь, поведение, деятельность. Он воссоздает единство, преемственность социальной общности.

Существует три компонента менталитета:

  1. Уникальность. Это чувства, эмоции, идеи, стереотипы, которые присутствуют у одного субъекта, отсутствуют у других.
  2. Своеобразное сочетание определенных признаков, которые характерны только для определенного коллективного субъекта. Так, например, в профессиональной сфере это интеллектуальная честность, смелость, широкий кругозор, высокий .
  3. Количественное соотношение таких признаков. Например, по показателю IQ можно разделить людей по категориям: юристы, банкиры – 120%, авиамеханики, электрики, химики – 109%, маляры, водители – 98%.

Менталитет в культурологии

Мировосприятие - это составная часть определенной культуры, определенного культурного пространства, на его формирование влияют определенные социальные, культурные условия в процессе длительного исторического развития. На протяжении многих столетий умонастроение формировалось, поддерживалось и видоизменялось под воздействием:

  • естественно-географических условий проживания;
  • соседства народов (в ходе эволюции один народ заимствует элементы быта, языка и верований у другого народа);
  • культурных условий, где системное ядро – культура, а отдельные элементы – жизненные явления в рамках культуры (бытовые привычки, политические нормы, религиозные верования).

У каждого народа свое культурное пространство, свои формы культуры, которые наполняются им в процессе деятельности. Народ сам является создателем своего культурного пространства, в этом и есть глубинный смысл культуры. Менталитет и культура – это понятия, которые не только характеризуют общее, что объединяет отдельных носителей одной культуры, но и выделяет то, что отличает эту культуру от других.

Менталитет - психология

Мировосприятие в психологии является характерной спецификой психической жизни определенного социума. Для ее раскрытия используется система взглядов, оценки, склад ума, хотя такое мировоззрение не может полностью совпадать с мыслью, действием, словом человека. Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа:

  1. Варварский - высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.
  2. Аристократический - независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.
  3. Интельский - пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли.
  4. Буржуазный - бережливость, экономичность, трудоголизм, душевная скупость, неискренность.

Вместе с тем, как развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия: можно было изменить менталитет, дополнить его новыми чертами, лишить нежизнеспособных сторон. Сегодня такие типажи крайне редко можно встретить в чистом виде. Они скорее способствуют созданию интересных сочетаний людей, помогают окрасить ментальное сознание наций.


Менталитет - философия

Менталитет представляет собой совокупность социально-психологических особенностей человека, у различных групп людей или социальных групп она различна. Частью такого мировоззрения считается чувство собственной принадлежности. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух. Осознанная принадлежность человека к определенному этносу, нации пробуждает его духовность.

Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую оснастку, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

Виды менталитета

Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Для того чтобы узнать, какой бывает менталитет, нужно внимательно присмотреться к следующим видам:

  1. Исходя из сферы жизни социума, мировосприятие делится на экономическое, социальное, политическое, культурное, духовно-нравственное.
  2. В зависимости от типов деятельности, мировоззрение может быть производственным, научным, техническим, административным, литературным.
  3. Исходя из образа, мышления, мировоззрение может быть религиозным и национальным, городским, сельским, гражданским, военным.

Ментальность и менталитет - отличия

Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие - это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность - это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. А менталитет - это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

Менталитет и мировоззрение

В основу менталитета положено мировоззрение. Оно выражается с помощью понятий, идей. Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

В зависимости от способа восприятия мира, выделяют следующие виды мировоззрения:

  • философское;
  • мифологическое;
  • религиозное;
  • научное.

Как формируется менталитет?

Формирование менталитета происходит на протяжении двенадцати лет. Оно начинается с трехлетнего возраста и завершается к шестнадцати годам, когда у человека происходит образование своей системы ценностей, целей, средств для их достижения. Развитие сторон мировосприятия человека напрямую зависит от:

  • менталитета родителей;
  • книг и кинокартин;
  • физической выносливости и психической стабильности;
  • политики;
  • школы.

Введение

К числу факторов, обуславливающих особенности развития России, относится менталитет русского народа. Сущностью современного глобального кризиса, поразившего человечество, является всё возрастающая зависимость человека от общества и государства, утрата всё большим количеством индивидов смысла собственной жизни.

Обращение к особенностям формирования менталитета русского народа дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа, что, в свою очередь, должно способствовать формированию нового ценностно-смыслового ядра русского менталитета, определяющего социально-психологические и нравственные установки народа, особенности их характера.

Знание условий формирования, а, следовательно, и изменения российского менталитета, необходимо для определения оптимальных путей дальнейшего развития российского общества. В связи с этим комплекс понятий, характеризующих русский менталитет, требует уточнения смысла. Этим и обуславливается актуальность темы данной контрольной работы.

Также формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.

Следовательно, предметами проводимого исследования в данной работе являются российский менталитет и менеджмент. Данные понятия очень важны для страны, для государства, так как на управление людьми большое влияние оказывает менталитет руководителя, управляющего организации.

Целью данной контрольной работы является определение условий формирования и функционирования российского менталитета, а также и менеджмента.

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

Понятие менталитета;

Определение факторов, влияющих на формирование российского менталитета;

Рассмотрение концепций формирования российского менеджмента;

Изучение закона соответствия менеджмента менталитету, и его формы.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.

Понятие менталитета

Подходы к определению понятия «менталитет»

Менталитет - система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин «менталитет» изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети 20 в. введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.

Проблема менталитета становится главным, определяющим фактором развития современного и будущего человечества, так как каждый народ имеет свой образ мышления, общую духовную настроенность, связанную с этическими особенностями его развития .

Между тем, однозначного представления о сущности понятия «менталитет» не сложилось. Интерес к менталитету восходит к ранним психологическим исследованиям, но разработка его проблематики носит достаточно неопределенный характер, по образному выражению И. В. Герасимова: «Мода на термин «менталитет» во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы».

Слово «менталитет» в переводе с латинского языка означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад». Впервые это слово стало использоваться еще в 14 в.

В соответствии с взглядами Ф. Граус: «Словом «менталитет» называется часто все то, что не подпадает под определение понятий «политика», «социально-экономические отношения», «обычаи», «законы». Понятие «менталитет» так же неопределимо, как понятие «культура» или «идеология», что не исключает, однако, возможности его описания. Менталитет - это «общий тонус» долговременных форм поведения и мнений индивидуумов в пределах групп. Менталитет часто противоречив, он образует специфические «вживленные образы», стереотипы мнений и действий. Он проявляется в предрасположенности индивидуума к определенным типам реакций - собственно, он является их механизмом .

В начале 90-х российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину определение. Вклад в разработку внесли и отечественные ученые как близкие к методологии новой интеллектуальной истории - А.Я. Гуревич, А.П. Ястребитская, В.П. Даркевич.

Одни из первых определений менталитета были довольно размытыми, например, «менталитет - духовно-психологический облик общества». Позднее менталитет стали определять как совокупность представлений, воззрений общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы. Данное понятие используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений (например, национальный - грузинский, русский, немецкий). Такое понимание менталитета практически отожествляет понятие «менталитет» с массовым сознанием, что, в свою очередь, делает это понятие ненужным.

Менталитет можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть психического склада нации. Менталитет имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Чаще всего менталитет одного народа реконструируется исследователями путем сопоставления с менталитетом другого. Он выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.

Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, а ментальные конструкции являются, по сути, стержневыми особенностями различных культур, позволяющими так или иначе классифицировать эти культуры. Наличие устойчивых особенностей национального менталитета не означает, однако, что он представляет собой некую неподвижную метафизическую сущность. На самом деле, национальный менталитет меняется, хотя и очень медленно. Механизм этого изменения носит весьма специфический характер: он осуществляется не путем перестройки, а посредством наслаивания поверх древних архетипов новых и новых смысловых пластов.

Для менталитета характерны подсознательный характер реагирования и высокая устойчивость, неподатливость населения воздействию со стороны государства и социальных институтов при попытках коренного изменения его образа жизни, социальных и культурных условий.

Факторы, определяющие тип менталитета

Менталитет включает в себя систему ценностей и целей данной личности в рамках характерных для нее наборов убеждений.

Основными факторами, определяющими тип менталитета, являются:

Индивидуальная эволюция;

Биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни);

Менталитет родителей;

Воздействие со стороны отдельных личностей: тренеров, старших друзей, случайных прохожих;

Школа и иные социальные учреждения;

Литература, прочитанная в детстве и юности;

Кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;

Иные формы искусства (кроме литературы и кино);

Случайные или намеренные медитации.

Особенности менталитета человека наиболее ярко проявляются в стрессовых ситуациях, когда возникает «конфликт целей».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avediza.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avediza.ru»